Рекомендуемое

КОРПОРАТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ СОТРУДНИКОВ В ГОСУДАРСТВЕННОМ БЮДЖЕТНОМ УЧРЕЖДЕНИИ КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ «ДОМ-ИНТЕРНАТ ДЛЯ ПРЕСТАРЕЛЫХ И ИНВАЛИДОВ «ДВУРЕЧЬЕ»

https://dvureche.ru/upload/medialibrary/706/ev34mp2logicwt2batarm2dm40b3fcva.jpg Дом-интернат

Аннотация. Статья описывает деятельность Государственного бюджетного учреждения Калужской области «Дом-интернат для престарелых и инвалидов «Двуречье», акцентируя внимание на системе социального обслуживания и обучении медицинского персонала. Освещается внедрение многогранной программы подготовки сотрудников, направленной на улучшение качества ухода за пожилыми людьми и инвалидами. Подчеркивается важность индивидуального подхода и создания комфортной среды для жителей учреждения. Результаты работы подтверждаются высокими оценками качества предоставляемых услуг и, что важнее всего, положительными эмоциями и высокой активностью подопечных. 

Ключевые слова: Социальное обслуживание, пожилые люди, инвалиды, уход, обучение, медицинский персонал, программа подготовки сотрудников, качество услуг, активная жизнь, индивидуальный подход, эмоциональное благополучие, оценка качества, Калужская область, дом-интернат.

 

Государственное бюджетное учреждение Калужской области «Дом-интернат для престарелых и инвалидов «Двуречье» (далее – учреждение) располагается в дер. Радюкино Медынского района Калужской области. Учреждение было открыто в декабре 1993 года на базе профилактория Министерства атомной энергетики и промышленности СССР, на сегодняшний день по уровню комфортабельности является одним из лучших в области.

Учреждение является стационарной организацией социального обслуживания и предоставляет комплекс социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания гражданам пожилого возраста и инвалидам I и II групп (старше 18 лет), в том числе имеющим хронические психические заболевания, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся по состоянию здоровья в уходе и наблюдении (далее – получатели социальных услуг).

В настоящее время в учреждении проживают 139 получателей социальных услуг, средний возраст которых 79 лет, из них 56 являются инвалидами I группы, 20 – инвалидами II группы, 15 – инвалидами III группы, 17 граждан признаны недееспособными в связи с выраженными интеллектуально-мнестическими расстройствами.

Размещение получателей социальных услуг осуществляется в одно-, двухместных комнатах с учетом их пола, степени нуждаемости в посторонней помощи, наличия нарушений психических функций. В учреждении имеется отделение активного долголетия на 14 мест, отделение милосердия на 68 мест, геронтопсихиатрическое отделение милосердия на 30 мест, Медынский филиал на 30 мест, расположенный в г. Медыни.

Уход за людьми, нуждающимися в посторонней помощи, требует не только определенных человеческих качеств, но и профессиональных знаний. Для того, чтобы необходимые знания и навыки смогли получить все сотрудники, осуществляющие уход за получателями социальных услуг, в учреждении организовано непрерывное внутрикорпоративное обучение.

Понимание необходимости проведения этой работы формировалось в течение нескольких лет, по мере того, как снижались возможности обслуживаемых граждан. Сегодня в учреждении всего 27 процентов граждан, которые сохранили возможность самостоятельного передвижения и навыки самообслуживания, 32 процента получателей социальных услуг могут двигаться только в пределах кровати и нуждаются в постоянном постороннем уходе, 21 процент – нуждаются в регулярной посторонней помощи и сопровождении, 20 процентов – передвигаются самостоятельно, однако не способны контролировать свое поведение, адекватно воспринимать себя и окружающую обстановку.

Хорошим подспорьем для работы с младшим медицинскими персоналом стала книга «Советы по уходу за пациентами с дефицитом (ограничениями) самообслуживания», подготовленная коллективом авторов Калужского городского отделения Российского Красного Креста и государственного автономного профессионального образовательного учреждения Калужской области «Калужский базовый медицинский колледж» и изданная в г. Калуге в 2018 году в рамках проекта «Все для нас – без нас ничего», реализованного Калужским городским отделением Российского Красного Креста на средства Президентского гранта.

С 2019 года начали проводиться занятия с медицинским персоналом в учреждении. На первом этапе обучение прошли 35 сотрудников, среди которых были медицинские сестры, санитарки, сестры-хозяйки.

Взаимодействие с Благотворительным Фондом помощи пожилым людям и инвалидам «Старость в радость» дало новый толчок в многоуровневой подготовке персонала, направленной на изменение подхода к организации ухода, которое выражается в необходимости не только владеть техниками различных манипуляций, перемещения пациента, профилактиками осложнений, но и обеспечить комплексный, мультидисциплинарный подход к каждому человеку с учетом его индивидуальных особенностей, привычек, пожеланий, поддержать его душевное равновесие, раскрыть потенциальные ресурсы и возможности.

Первый уровень: в июле 2021 года я, как директор учреждения, одной из первых прошла обучение на курсах повышения квалификации 32 часа по теме: «Совершенствование работы стационарных учреждений социального обслуживания и перехода на стационаро-замещающие технологии», организованных Благотворительным фондом помощи пожилым людям и инвалидам «Старость в радость». Обучение на этих курсах, наполненных тренингами и практическими заданиями, помогло мне понять, что чувствуют наши подопечные, проживая в доме-интернате, что необходимо изменить в нашей работе, чтобы повысить их качество жизни.

Второй уровень: в 2022 году две старшие медсестры и фельдшер в течение месяца проходили специальную теоретическую подготовку, организованную Благотворительным фондом помощи пожилым людям и инвалидам «Старость в радость», в дистанционном формате. После сдачи экзамена, они продолжили обучение очно на базе государственного бюджетного учреждения Калужской области «Калужский дом-интернат для престарелых и инвалидов», где освоили практическую часть. Получили сертификаты о прохождении курсов по теме: «Роль ответственных за внедрение системы долговременного ухода в стационарных организациях социального обслуживания. Уход, сопровождение и социализация как ключевые элементы системы» и «Роль персонала по уходу в системе долговременного ухода в стационарных организациях социального обслуживания». После сдачи экзамена и получения допуска к проведению обучения других сотрудников в качестве тренеров по уходу за маломобильными пациентами, старшие медсестры приступили к занятиям со средним и младшим медперсоналом учреждения. Процесс обучения стал непрерывным и обязательным.

В 2022 году Благотворительным Фондом «Старость в радость» проведен мониторинг деятельности учреждения по организации ухода, а также медико-социального обслуживания получателей социальных услуг, проживающих в учреждении; разработан план мероприятий по совершенствованию деятельности государственного бюджетного учреждения Калужской области «Дом-интернат для престарелых и инвалидов «Двуречье»; в штатное расписание учреждения введены дополнительные ставки младших медицинских сестер по уходу за больными (18,5 ставок), новая должность «Помощник по уходу» – 19 ставок. Это изменило работу учреждения в целом. Изменилась и система внутрикорпоративного обучения.

Третий уровень: младший медицинский персонал в апреле 2023 года также прошел очно-заочное обучение в объеме 144 часов с присвоением квалификации «Младшая медицинская сестра по уходу за больными» и «Помощник по уходу» с получением сертификатов. Обучение проводилось Калужским городским отделением Российского Красного Креста на базе нашего учреждения.

Четвертый уровень: предусматривает повторение полученных теоретических знаний и отработку практических навыков сотрудниками учреждения на базе самого учреждения. Обучение проводится старшими медицинскими сестрами с использованием методических рекомендаций методологического отдела и видеороликов «Школы ухода» проектного офиса Благотворительного фонда помощи пожилым людям и инвалидам «Старость в радость». В процесс обучения вовлечены все сотрудники, контактирующие с получателями социальных услуг: медицинские сестры, младшие медицинские сестры по уходу за больными, помощники по уходу, санитарки (более 50 человек).

В основу внутрикорпоративного обучения нами положены следующие принципы:

1. Системность и планирование.

Для реализации этого принципа в учреждении разработаны и утверждены программы ежедневных занятий, адаптированные под работу отделений. Учитывая сменный график работы, собрать всех сотрудников одновременно с целью прослушать лекцию или провести практикум, невозможно. Поэтому каждая смена проходит обучающие блоки отдельно. Как показал опыт, такой тип обучения наиболее продуктивен, так как каждый сотрудник отрабатывает практический навык в режиме «здесь и сейчас», так сказать, без отрыва от производства.

2. Интерес и вовлеченность.

Чтобы уход был грамотным и квалифицированным, старшие медицинские сестры обучают коллег всем тонкостям ухода – как правильно повернуть человека на кровати, как переместить с кровати в кресло-коляску, какие средства ухода используются при этом и многому другому. Во время занятий они контролируют все действия обучающихся. Каждый сотрудник имеет возможность опробовать технику «на себе»: оценить правильность и техничность действий коллег в качестве пациента и ощутить снижение физической нагрузки в качестве ухаживающего.

Все мероприятия по уходу расписаны в виде алгоритмов, отражающих технику выполнения каждой отдельной процедуры и дополнительные сведения об особенностях ее выполнения с учетом половой принадлежности подопечного, степени его мобильности, оснащения, необходимого для выполнения той или иной процедуры.

3. Оснащение процесса обучения.

В учреждении создан специальный учебный класс, оборудованный функциональной кроватью, средствами малой и вспомогательной реабилитации, такими как валики, подушки для позиционирования, скользящие простыни, пояс и доска для перемещения, кресло-коляска, информационные стенды. Для просмотра обучающих вебинаров используется холл четвертого этажа, оборудованный телевизором и ноутбуком. Эти организационные мероприятия позволили значительно улучшить качество обучения. Чтобы сотрудники помимо основных вебинаров могли осваивать теоретический материал и в удобное для них время, старшим медицинскими сестрами подготовлены видеоинструкции и аудиоуроки. Учебными материалами с алгоритмами и методиками оснащены все отделения, что является хорошим подспорьем в каждодневной работе помощников по уходу и младших медицинских сестер.

4. Мультидисциплинарный подход.

Обеспечивает возможность индивидуального подхода к каждому подопечному с учетом его особенностей. К проведению обучающих занятий привлекаются врач, психолог, специалисты по социальной работе, культорганизатор. Участники мультидисциплинарной команды также проходят постоянное обучение, участвуют в тренингах и семинарах.

5. Наставничество.

Опытные сотрудники помогают новичкам в кратчайшие сроки освоиться в профессии, что позволяет эффективно передавать не только теоретические знания, но и практический опыт.

Своими знаниями мы делимся и с нашими подписчиками в социальных сетях, размещая видеоматериалы наших занятий.

Результаты работы внутрикорпоративного обучения сотрудников.

Основным результатом является создание сплоченного, работоспособного, квалифицированного коллектива, готового прийти на помощь друг другу, внедрять новые методики и технологии, умеющего грамотно взаимодействовать с подопечными, заинтересованного в повышении качества их жизни, понимающего свою работу и получающего от неё удовлетворение.

Новый уровень взаимодействия сотрудников в коллективе способствовал внедрению новых форм и методов социальной реабилитации людей, живущих в учреждении, а полученные знания помогли максимально организовать рабочее время и пространство.

Благодаря грамотной организации повседневного ухода за проживающими появилась возможность больше внимания уделять занятиям, направленным на восстановление двигательных, речевых, моторных функций маломобильных проживающих и профилактическим мероприятиям. С этой целью закуплены специальные средства реабилитации, тренажеры, методический и учебный материал. Младший медперсонал и помощники по уходу в своей ежедневной работе стали активно применять полученные знания, выполняя действия, направленные на профилактику контрактур, пневмонии, тромбозов, дегидратации, пролежней и т.д. Больше внимания стало уделяться трудотерапии и досугу маломобильных и немобильных проживающих.

Полученные знания оказались максимально полезными для практического применения и решали конкретные задачи, с которыми персонал по уходу сталкивается ежедневно. Для маломобильных и немобильных проживающих были закуплены специальные средства реабилитации, такие как лестницы, мягкие подушки с подлокотниками, регулируемые жесткие опоры под спину, адаптивная посуда и многое другое. Все они стали неотъемлемыми атрибутами жизни наших проживающих и активно ими используются в быту.

Понимание потребностей получателей социальных услуг полностью изменило внутреннее пространство учреждения. Так, в жилых комнатах создана уютная обстановка с учетом вкуса и пожеланий самих подопечных, а также условия, обеспечивающие самостоятельную занятость и поддержание сохранных функций (зеркала, часы, календари, средства ухода и гигиены). В комнатах маломобильных проживающих, с целью выделения индивидуального пространства и соблюдения приватности при проведении гигиенических процедур, используются ширмы.

В учреждении создано реабилитационное пространство, в котором продумана каждая деталь. Например, на дверях кабинетов размещены фотографии сотрудников с указанием фамилии, имени, отчества и должности, а в холлах оформлены стенды с фотографиями сотрудников каждого отделения. На каждом этаже размещено расписание досуговых занятий с использованием методов альтернативной коммуникации. В холлах оборудованы места для отдыха с читальными и игровыми зонами, а также мини-столовые для маломобильных проживающих. Обустроена комната социально-бытовой реабилитации, где получатели социальных услуг могут самостоятельно приготовить и разогреть еду, попить чаю и пообщаться. Здесь же установлена стиральная машина-автомат, чтобы проживающие могли самостоятельно стирать свои вещи.

Успех любой организации зависит от профессионализма работников. Сейчас никто из младшего медперсонала уже не задает вопрос, нужно ли совершенствовать свои знания и навыки. Получение новых знаний и навыков, позволяющих развиваться в своей профессии, работать эффективнее и поднять уход за подопечными на новый современный уровень, стало неотъемлемой частью нашего ежедневного рабочего процесса.

По результатам независимой оценки качества условий оказания услуг организациями социального обслуживания для граждан пожилого возраста и инвалидов, проведенной в 2024 году, наше учреждение заняло I место, набрав максимальное количество баллов (100 баллов). В ходе проведения независимой оценки опрошено 66 процентов получателей социальных услуг, все отзывы были положительными.

Однако, главным результатом проделанной работы я считаю улыбки на лицах наших подопечных, их желание преодолевать недуги, заниматься творчеством, жить активной жизнью.

К статье прилагается программа обучающих занятий на 2024 год «Уход в стационарном учреждении социального обслуживания за гражданами пожилого возраста и инвалидами, частично или полностью утратившими способность к самообслуживанию». (см. Приложение 1)

Комиссарова Т.П.

Директор ГБУКО «Дом-интернат для престарелых и инвалидов «Двуречье» 

ГУБЕРНАТОР ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ МИХАИЛ ЕВРАЕВ: ГЕ...
Эксперты рассказали, как изменились хакерские атак...

№ 1 - 6 / 2025

 

©2025 Корпоративная социальная ответственность. Все права защищены.

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения.